АЖЫКАН УУЛУ МАКСАТ ОБЩНОСТЬ ТУВИНСКИХ И КЫРГЫЗСКИХ НАПИТКОВ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ МОЛОКА

12 Mayıs 2017 10:22
image

АЖЫКАН УУЛУ МАКСАТ ОБЩНОСТЬ ТУВИНСКИХ И КЫРГЫЗСКИХ НАПИТКОВ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ МОЛОКА Молочные продукты занимали особое место в продуктовом цикле у кочевых народов. Эти продукты особенно больше употреблялись в осенние и весенние периоды. С приходом весны начинался расплод крупного и мелкого скота. Это способствовало к увеличению молочных продуктов. Данный период в основном характеризуется уменьшением употребления продуктов из мяса. Это относится ко всем кочевым народам. Среди кочевых народов, у кыргызов и тувинцев молочные продукты имеют некоторые сходства. Еще в 1861 году В.В.Радлов, посещая западных тувинцев, отмечал, что: «у них летом основной пищей являются молоко, сливки, сыр, кумыз и водка, изготовленная из молока» [1]. Радлов в своем дневнике о путешествии 1862 года пишет о кыргызах следующее: «Кара кыргызы из злаков делают напиток, похожий на пиво (бозо), а также водку. Эту водку пьют зимой, а летом водку делают из молока» [2]. Следовательно, кыргызы и тувинцы владели технологией изготовления водки из молока. Сходства между двумя народами наблюдаются почти на всех молочных продуктах. С.И.Вайнштейн в своих наблюдениях отмечает, что тувинцы делают водку из кумыза. «Водку также делают из кумыза. Такой напиток отличается своим отменным качеством. Тувинское название этого напитка «арага» встречается у алтайцев, телеутов, кыргызов, Сибирских татар и в других тюркских народах, которые стоят близко по фонетическим вариантам» [3]. Водка, изготовленная из молока, встречается в очень древних источниках. Абу-ль-Гази в своем сочинении пишет, что: «Огуз хан после возвращения из похода, сделал девяносто девять земляных сосуда, из них девяносто наполнил кумызом, а девять наполнил водкой» [4]. В тувинских эпосах можно найти много эпизодов, где гостей угощают водкой. В легендах «арак» и «кымыз» во многих случаях напоминаются вместе в форме «арак-кымыз» [5]. С.М.Абрамзон пишет, что кыргызы пьют водку из кумыза и делают водку такими же способами, как и некоторые другие народы Центральной Азии. При этом по С.М.Абрамзону кыргызы водку делали, кроме кумыза, также из молока. Но он не дал полного описания способа изготовления водки из молока. [6]. По историческим данным, водка из кумыза или молока является широко распространенным напитком среди кыргызов, тувинцев и у других тюркоязычных народов [7]. В произведениях тувинского фольклора можно найти эпизоды, где отражаются данные о водке из кумыза. В фольклорных произведениях водка сравнивается с рождением черного жеребенка от белой яловой кобылицы. То есть из белого молока изготавливается опьяняющий человека напиток или это сравнивается как единство белого и черного [8]. В начале XVII века Российский посол отмечал, что тувинцы гостей угощают водкой. Тувинцы их угощали бараниной, кумызом и вином из кумыза. По словам посла, выпившие вино 171 опьянели [9]. Водку тувинцы пили во всех возрастах. По наблюдению Г.Е.Грумм- Гржимайло «они делают водку из молока, в земле Уранхай водку пьют летом и взрослые и младшие, и мужчины и женщины» [10]. Если между улусами начинается церемония угощения друг друга, тогда это угощение продолжается круглосуточно, где женщины пьют наравне с мужчинами. Невозможно представить семейные и общественные знаменательные даты и праздники без водки, изготовленной из молока [11]. В свою очередь необходимо отметить, что во всех тюркоязычных народах, у хакасов, алтайцев, бурятов очень широко распространено изготовление водки из молока. Видный ученый А.И.Левшин кратко описал способ изготовления водки из молока у кыргызов. «Для того, чтобы выделить вино от кумыза, кумыз наливают в железный чан. Чан устанавливается над специально вырытой ямой. После этого чан закрывается крышкой, сделанной из кожи. Щели закрываются глиной. У краёв крышки оставляется отверстие, для трубки. Вблизи этого чана устанавливается маленькая деревянная бочка. Чан и бочка присоединяются при помощи трубки. После этого зажигают огонь. Кумыз начинает выделять пар. Пар через трубки попадает в бочку. Пар в этой бочке превращается в вино светло-серого цвета. Если полученное вино второй раз пропустить через такую процедуру, тогда можно получить спирт отличного качества» [12]. Тувинцам характерно изготовление водки из хойпака, т.е. из кефира. Изготовление водки из хойпака (кефира) осуществляется следующим образом. Летом начинают собирать хойпак. После того, как хойпак будет собран в соответствующем объеме, он превращается в сырье, из которого можно получать водку. Хойпак наливают в маленькую чугунную тару, похожую на котел, потом наверх устанавливают высокий, пустой, открытый с двух сторон тару цилиндрической формы (тувинцы называют его щуурун). Наверх шууруна устанавливают чугунный котел и его наполняют водой. Если вода в этом котле начинает нагреваться, тогда нагретую воду заменяют холодной водой. По боковым сторонам шууруна проделывается отверстие. В отверстие устанавливается кран (по тувински чорго), один конец которого закрепляется пустой бочке. Когда хойпак в чугунном котле начинает кипеть, выделенный алкогольный пар, достигая холодного дна верхнего котла, превращается в жидкость и через кран попадает в бочку [13]. У Семиречинских кыргызов аппарат имеет другую форму. У них, после того как кумыз наливается в чугунный котел, котел закрывается крышкой, а щели - глиной, чтобы пар не вышел наружу. На две отверстие крышки устанавливаются краны. На второй конец крана ставится кувшин. Для фильтрации на второй конец крана привязывают вату. Поле того, как зажигают огонь, пар, выделенный из кумыза, проходя через кран, превращается в жидкость и попадает в кувшин [14]. Тувинцы несколько раз повторяли эту процедуру. Каждый раз водка становился крепким и каждый раз название водки изменялся. Например, водка, прошедший второй раз такую процедуру назвался «аржац», водка, прошедший третий раз - «коржац», а водка, прошедший четвертый раз эту процедуру, назвался «хоран» и по мнению тувинцев это водка превращается в яд [15]. К сожалению, нам не удалось узнать у кыргызов названия водки, имеющих разную крепкость. В трудах А.И.Левшина сообщается, что кыргызы знали то, что водка, изготовленная из молока, крепчает каждый раз после повторения этой процедуры. Кроме этого, кыргызы изготавливали водку из бозо. В свое время Ф.А.Фильструп отмечал, что «человечество всегда находило в окружающей среде сырье для того, чтобы изготавливать этот широко распространенный напиток» [16]. Сообщения о водке, 172 изготовленной из кумыза, можно встретить и в древних китаиских источниках, а источниках отмечается, что «у древнетюркских племен каждодневным любимым напитком является кислое молоко, а кумыз любят все. Выпив кумыз, все они пьянеют. Они друг друга угощают кумызом, после этого, сидя на коленях, поют песни» [17]. По нашему мнению, в китайских письменных источниках сообщается о водке из кумыза. Свидетельством тому является то, что после выпивки все пьянели. Следовательно, древнетюркские племена знали способ изготовления водки из кумыза. При этом водкой из кумыза угощали гостей. Несмотря на то, что с тех пор прошло много времени, изготовление водки из молочных продуктов сохранился в быту отдельных этнических групп. В недавнем прошлом, тувинцы и алтайцы друг друга угощали водкой из кумыза и при этом сидя на коленях, пели песни [18]. У кыргызов тоже в недавнем прошлом чабаны из долины Талас водку изготавливали из кумыза. Но это постепенно было утрачено. Необходимо отметить, что способы изготовления водки из кумыза у кыргызов и тувинцев сохранялся очень долгое время, но оно постепенно претерпело изменений. А.П.Потапов сообщает о том, что тувинцы изготавливали водку из хойпака верблюжьего молока. Водка, изготовленная из верблюжьего молока, отличалось крепкостью и светлым цветом. Это водка имело высокую цену [19]. По сообщениям А.П.Потапова большая часть собранного хойпака уходило на изготовление водки. А из остатка изготавливали краски. Одним словом, он считает, что водку изготавливали в целях получения краски. По нашему мнению, тувинцы изготавливали водку не только для получения краски, но и для угощения гостей в праздниках или же для собственного пользования. В тувинских культовых обрядах можно встретить интересные материалы, связанные с водкой. Шаманы, прежде чем лечить человека его обмывали священной водой т.е. водой аржац. Как мы отмечали выше, водку, прошедшую вторую процедуру, называли аржац. Ни одна капля аржаца не должно было попасть в землю. К этому обращали особое внимание. В шаманских обрядах сообщается об аржаце следующее: Албыс-шулбус адам-пем Албыс-шулбус мои родители Араи-ла бээр, шала-ла бээр Призываю вас, приходите Амыр-менди айтыржыылы Приходите и в дружбе Аржан сугдан инжээлин гер [20]. Пейте воду аржац арак Как видно, тувинцы применяли водку из молока не только для угощения гостей в праздниках, но и придавали особе значение его лечебным свойствам. Во всех тувинских культовых обрядах, при поклонении силам природы, в угощениях применялся водка. Об этом в трудах М.П.Кенин-Лонсана сообщается следующее. «Шаман Кыйчал собрал всех жителей соседних сел и провел обряд поклонения для того, чтобы этот год был урожайным годом. Многие пришедшие к поклонению привезли собой баранину, хлеб и водку. Он попросили шамана вызвать дождь, и помочь в получении богатого урожая. Далее тувинцы, использовав водку аржан, приносили жертвоприношение богу воды. Например: при очищении русла арыка они вешали на дерево коекер, наполненный водой, тем самым приносили жертвоприношение и поклонялись к богу воды» [21]. По сообщениям Ф.А.Фиельструпа: «Местный народ в праздничные дни совместно с улусом или же с близкими родственниками делает жертвоприношение по ту сторонним силам. Они приносят собой водку, и разбрызгивая ее, проводят обряд, а остаток водки пьют сами. Если шаман проводит обряд загадочного поклонения, тогда водку разбрызгивает во имя духов, 173 а остаток водки пьет сам и заставляет пить присутствующих» [22] Каа водка занимало основное место при проведении обрядов. В велит:* кыргызского народа «Манас» о водке сообщается следующее. Карыялар ичет шарапты Вино пьют старики возраст Ьул сыяктуу ичкилик Такой напиток нам, старикам, не Биздей чалга тамакпы После того, как Жакып кан, сказал тпг Жакып кан ичпей койгон сон Не стал пить, Манастын уулу Эр Семен Эр Семейтей сын Манаса сказал Ата-энеси татпаган Как я буду пить водку, Арагын кантип ичемин? Которую не пили мои родители? Атамдан мурда кол салып Как я буду пить Тамагын кантип ичемин? Прежде моего отца? Арак ичпсс атамдын Я не буду пить водку Аддында арак ичпеймин. Перед отцом, который никогда -е водку. Коцку журттун баарынан У слышав от всего народа Кецул калгыс кеп угуп Огорчающие слова, что «Манасты Жакып ойлобойт. «Жакып кан, не думая о Манасе, Кеоп кетти» деп угуп, Стал возгордится», Бакдеелет менен Жакып кан Что Бакдоолет и Жакып кан Драк ичип журот деп Пьют водку, Жашка толгон кезинде Что, несмотря на преклонны Аракка тоюп кулет деп Пьет водку и веселится. Ошондон бери ант кылып Я дал клятву Таштап койгон аракты И с тех пор не пью водку, сынок Айланайын кулунум [23]. В эпосе «Манас» встречаются еще несколько сообщений о водке. По вашему мнению водка из кумыза является самым распространенным напитком срех- кыргызов. Наличие сообщений о водке в эпосе свидетельствует о древне* происхождении этого напитка. Наличие сахара в кислом молоке (в кумызе, кефире, куруте) и еш подогревание приводит к появлению спирта. В кумызе кроме того имее*: = алкоголь. А переработка кумыза вышеописанным способом приводит I улучшению качества алкоголя в составе кумыза. Кочевые народы Южной Сибири, Центральной Азии отлично владели способом получения этого алкогольного напитка. С.И.Вайнштейн отмечал, что «получение кислых продуктов из молока является большим вкладом кочевников в мировмо цивилизацию» [24]. В китайских письменных источниках, где описываются жилища и еда кыргызов, о водке, изготовленном из кумыза, сообщается следующее. «Большую часть еды составляет мясо и вино, изготовленное из молока кобылы» [25]. По нашему мнению, китайский историк сообщает о водке, изготовленной из кумыза Он вместо термина «арак» использовал другое слово. Все путешественники, историки вместо термина «арак» использовали другие термины. А слово арак произошла позднее из арабского слова «арак-буулануу». Позднее это слово стал широко распространятся среди народов Центральной Азии и Южной Сибири Если опираться на труды древних путешественников, там мы встречаем сообщения о водке из кумыза. Посол Византийской империи Земарх в своем путешествии на Западный Тянь-Шань побывал в доме Тюркского кагана. Он. описывая угощение, данное в его честь, о винах сообщает следующее. «Они пили вино, но это вино сильно отличается от наших, изготовленных из винограда. 174 Варвары тюрки не выращивают виноград» [26]. По нашему мнению вино, описываемое Византийскими послами, является водкой из кумыза. Если верить византийцам, то тюрки не умели выращивать виноград, следовательно, они не знали способа изготовления алкогольных напитков из других растений. Таким образом, несмотря на огромные временные и пространственные расстояния, не наблюдаются коренные различия в продуктовом комплексе кыргызов и тувинцев. Необходимо отметить, что не только способы изготовления молочных продуктов, но и их основные названия сохранились без изменений. ЛИТЕРАТУРА 1. Радлов В.В. Из Сибирии: Страницы дневника М.: 1989. С.490. 2. Радлов В.В. Сибирден 1862 жылдагы саякаттын кунделугунен. Кыргыздар. 2-т. Б.: 1993. 318 б. 3. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центральной Азии. М.: 1991. 129 с. 4. Кононов А.Н. Родословная. Сочинения Абу ль-гази, хана Хивинского. М-Л.: 1958. С 83 5. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос. М.: 1960. С. 101. 6 . Абрамзон С.М. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер. Б.: 1999. 102 б. Абрамзон С.М. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер. Б.: 1999 102 б ». Куроатскии Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. Кызыл, 2001. С.29. 9. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центральной Азии. М.: 1991. С.131. 10. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия. С. 96. 11. Фиельструп Ф.А. Молочные продукты тюрков кочевников. М.: 1930. С.286. С 305 2 ЛввШиИ А И' 0писание киргиз-казачих или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996. 13. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центральной Азии. М.: 1991. С. 129. 14. Фиельструп Ф.А. Молочные продукты тюрков кочевников. М.: 1930 С 283-284 15. Вайнштейн СИ. Указ. соч. С. 129. 16. Фиельструп Ф.А. Указ. Соч. С.282. 17. История Тувы. М.: 1964. С.98. 18. [АТД] 19. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: 1969. С. 171 19872С 33" “ М П практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск, 19872С 3 “ МЯ Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск, 22. Фиельструп Ф.А. Молочные продукты тюрков кочевников. М.: 1930 С 286 23. Манас, Семетей, Сейтек. Бишкек, 1999. С.328. 24. Вайнштейн С.И. С. 129. 25. Аристов НА. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Бишкек С 145 2 6 . История Тувы. М.: 1964. С.98. 27. Аристов Н.А. С.238.

  • Поделиться статьей:
  • image
  • image
  • image
  • image